среда, 30 ноября 2011 г.

Об ответственности

 Привожу выдержки из поста
"...Ведущий объяснял: «Мы все непохожи друг на друга, потому что каждый из нас делает различные выборы. Неспособность делать выбор держит нас увязшими в наших жизнях. Когда ты делаешь выбор, твоя жизнь движется вперед. Выбор обычно сводится к простым «да» или «нет». «Я не знаю» также является выбором – выбором уйти от ответственности».
Одна участница описывает свои воспоминания семинара следующим образом:
«Когда ты ответственна», – прогрохотал Стюарт [тренер], – «ты обнаруживаешь, что ты не случайно оказалась лежащей на рельсах, когда проезжал поезд. Ты – жопа, которая положила себя туда».
 Тема ответственности пропитывает каждый аспект тренинга. В сущности, если бы я обобщила в нескольких словах, что я получила из тренинговой информации, это было бы то, что каждый из нас является причиной своего собственного опыта и ответственен за все, что случается в его жизни".
Тема взятия ответственности является подробно разработанной частью катехизиса ЭСТа. В следующем диалоге ЭСТ-тренер убеждает, и убеждает эффективно, что человек ответственен за то, что был ограблен:
«Каждый из вас является единственным источником вашего собственного опыта, и поэтому вы ПОЛНОСТьЮ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ВСЕ, ЧТО ПЕРЕЖИВАЕТЕ. Когда вы ухватите это, вы избавитесь от девяноста процентов ерунды, которая управляет вашими жизнями. Правда, Хэнк?» «
Посмотри», – говорит дородный Хэнк, выглядящий слегка раздраженно, – «Я понял, что я ответственен за все, что я делаю. Я осознаю это. Но, когда меня ограбили, у меня нет другого пути, как принять ответственность за ограбление».
«Кто является источником твоих ощущений, Хэнк?»
«В данном случае это был бы грабитель».
«Грабитель завладел бы твоим умом?»
«Моим умом и моим бумажником!»
(Смех)
«Ты берешь ответственность за то, что встал с постели сегодня утром?»
«Конечно»
«За то, что оказался на этой улице?»
«Да»
«Что видишь человека с пистолетом в руке?»
«Что вижу его?»
«Да, видишь грабителя».
«Взять ответственность за то, что вижу его?»
«Да»
«Хорошо», – говорит Хэнк. – «Я непременно бы его увидел».
«Если бы в этот момент у тебя не было бы глаз, ушей, носа или кожной чувствительности, ты бы не почувствовал этого грабителя, не так ли?»
«Ладно, я понял это».
«Что ты ответственен за то, что оказался на улице в этот час с деньгами, которые могли бы быть похищены?»
«Хорошо, я понял и это».
«Что ты выбрал не рисковать своей жизнью, сопротивляясь этому мужчине, и выбрал отказаться от своего бумажника?»
«Когда парень говорит «давай мне свои деньги» с пистолетом в руке, выбора нет».
«Ты выбрал быть в этом месте в это время?»
«Да, но я не выбирал, чтобы этот парень неожиданно появился».
«Ты его видел, не так ли?»
«Несомненно».
«Ты взял ответственность за то, что видишь его, так?»
«Что вижу его, да».
«Тогда пойми и это: ВСЕ, ЧТО ТЫ ОЩУЩАЕШЬ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ТЫ НЕ ОЩУТИШЬ».
«КАЖДОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИВОГО СУЩЕСТВА СОЗДАЕТСЯ ТОЛЬКО ЭТИМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВОМ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ЭТОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ. ПРОСНИСЬ, ХЭНК!
.......
«Вы являетесь единственными творцами своих переживаний» "
Источник

Я отлично помню день, когда я задумалась над этим вопросом. Еще в институтские годы, в одной из передач Владислава Листьева "Час Пик" выступали мужчины, которые обучали людей самообороне, вычислению грабителей по поведению, умению выходить из опасных ситуаций и т.п.
Одному из них задали вопрос: Что делать, если я иду по темному, пустому подземному переходу и навстречу мне идет компания, явно, гопников?.
Ответ: Не бывает так, что вы мылись в ванной и вдруг оказались идущим в темном переходе. Вы туда зашли. Мы учим своих людей: по возможности - избегай, при необходимости - действуй.
И дальше давались советы, как действовать, если ты не подумал и таки оказался в подобной ситуации. Но первая часть ответа была тогда откровением, я запомнила её навсегда.
Только ты решаешь - зайти в переход или нет. И этим выбором - определяешь свою жизнь.

4 комментария:

  1. таки да, лиза, всё правильно! меня вообще сильно удивляет, когда люди направо и налево употребляют слово "вдруг", описывая всё, что с ним происходит - чаще всего что-то не очень приятное, почему-то.

    наверное, если бы они брали ответственность за себя и свою жизнь, понимали причинно-следственные отношения между событиями и явлениями, то было бы меньше "вдруг" и больше позитива в их жизнеописаниях...

    ОтветитьУдалить
  2. >>>по возможности - избегай, при необходимости - действуй.

    ты понимаешь,часть: по возможности - избегай, она предполагает осмысление своих действий ДО их совершения, а вторая - действия, если первая часть не получилась)
    я считаю, что взятие на себя ответственности за все! происходящее в твоей жизни реально воспитать, если идти этапами:
    а. вычислить, что тебе не нравится в твоей жизни, осмыслить - какие твои действия привели к этому положению. не грызть себя виной (которую, некоторые, еще и вытесняют из сознания - и принимают позицию: случилось ВДРУГ), а попутно осознать свое несовершенство и возможность сделать всего лишь выводы.
    б. прикинуть повторяющиеся ситуации, которые приводят к нежелательному результату( к примеру - почему у меня никак не складываются отношения с мужчинами) и попытаться откорректировать свои поступки ( вывести другой паттерн поведения, возможно при помощи специалиста)
    в. снизить темп жизни так, что бы успевать отслеживать ситуации ДО их воплощения и применять другие решения, которые вывел в п.б
    г. со временем таких новых поведенческих реакций будет накапливаться все больше, а потооооом (а никто не говорит, что все в жизни быстро и просто) все будет происходить на автомате.

    ОтветитьУдалить
  3. лиза, мне ещё кажется, что первым делом человек должен захотеть в принципе взять на себя ответственность, а это признак уже зрелой личности, взрослого, а не ребёнка, каковыми являются многие с виду "большие дяли и тёти")))

    потому что прикинуть, что человеку в жизни не нравится, способны И взрослые, И дети. а вот решить с этим что-то делать ребёнку не под силу...

    и таки да - тренировать навыки новых моделей поведения надо довольно долго и желательно, хотя бы поначалу, под руководством специалиста.

    ОтветитьУдалить
  4. ну еще хотелось бы добавить, что всё, выше изложенное - не панацея, неа. всё равно будут ошибки, будешь влазить во что-то неприятное, но при таком раскладе появляется шанс исправлять, а не усугублять и накапливать.
    с тобой согласна. вопрос в том, что получается замкнутый круг: "ребенок" не может решить что с этим делать и выбирает путь "вдруг"(виновата внешняя среда) и пошло-поехало: депрессии, мучения, ощущение безысходности, ощущение ответственности как вины и вытеснение этой мнимой вины.
    Как прийти к созреванию свой личности? ты знаешь? * я -нет((

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...